A A A

 

Перед ознакомлением с Частью 2 необходимо прояснить общую тактическую ситуацию, из которой вслед за копейным боем развиваются все последующие пьесы. После того как противники, съехавшись левыми боками сшиблись на копьях и при этом ни один из них не выбыл из строя, каждый стремиться как можно проворнее развернуть своего коня (в данном случае налево), для того, чтобы попытаться заехать своему  оппоненту сзади (в данном случае сзади справа, подробнее см. статью Общие принципы конного боя здесь). В этом месте мы заходим на нетронутую фехтбухами территорию искусства верховой езды. Техника «выигрывания крупа» – отдельная тема для исследования в части выездки боевого коня, поэтому здесь ограничусь общими фразами. Если один из противников сумел мгновенно сократить галоп своего коня и развернуть его на 180 градусов (при этом конь противника не может выполнить столь «тугой» разворот на пятачке),  то он имеет шанс получить решительное преимущество, буквально «сесть на хвост» коня оппонента, который вынужден будет либо обращаться в бегство, либо пытаться защищаться в очень неудобном для всадника направлении (назад). Поэтому Цеттель и говорит в начале приведенного фрагмента о победе над противником «без фехтования» - в настолько неблагоприятном положении находится менее маневренный всадник. Именно в таком контексте разворачиваются  пьесы [11], [12].  Дальнейшие пьесы развиваются из ситуации, когда никто из противников не получил преимущества и не зашел сопернику со спины (т.е.  рыцари показали примерно равные умения  в верховой езде, оказавшись одинаково поворотливыми, или наоборот, неповоротливыми.)

Несколько слов о  дистанции борьбы – в дальнейшем глоссы специально оговаривают условие для конной борьбы и обезоруживания – ближняя дистанция, «когда он проезжает близко к тебе». Полагаю, что это правило применимо ко всем приемам конной борьбы и обезоруживания,  даже если это не оговорено в тексте: максимально близкая дистанция для всадников означает, что колени касаются или почти касаются друг друга (еще большее сближение означает безусловно нежелательное столкновение либо седлами и коленями, либо конями). Однако даже с этой дистанции до противника необходимо дотягиваться (особенно если прием предполагает «фиксирование» соперника  на противоположной от себя стороне), разумеется, не в  ущерб  равновесию и прочности посадки. 

Здесь также необходимо отметить, что эффективность любых приемов конного боя, в том числе техник борьбы и обезоруживания, в значительной степени зависит от энергичности аллюра (типа движения лошади), и от того, насколько энергия движения коня вкладывается в тот или иной прием. По этой причине, большинство техник выполняются (и это отражено в сопровождающих иллюстрациях) на галопе. Представляется, что борьба, особенно фаза сближения и начала выполнения захвата, предполагала сокращенный галоп, т.к. здесь необходима большая точность для захвата противника,  максимальное сближение и предосторожность в плане предотвращения столкновения коленями; рывок вперед возможен, как только захват зафиксирован. Возможные исключения из этого правила будут прокомментированы отдельно.

Максим Звягинцев